После постановки диагноза, причина заболевания, как правило, становится очевидной. . На этом клиническом этапе пациенту должна быть предоставлена информация лечащим врачом:какие варианты лечения доступны и каковы возможные результаты каждого из них. Затем пациенту предлагают принять решение, основываясь на своих собственных представлениях о лечении,а не по мнению клинициста, что "лучше" для пациента. Напоминаем читателю, однако, что если прогноз после лечения остается неизвестным, несмотря на тщательные диагностические процедуры, то любое лечение является эмпирическим методом "проб и ошибок". По возможности, такого подхода следует избегать, и перед окончательным решением в выборе лечения провести консультации с эндодонтистом или другим коллегой. Эта консультация может быть краткой беседой или направлением пациента, но второе мнение является чрезвычайно полезным в таких ситуациях. В большинстве случаев, из-за междисциплинарного характера современной стоматологии, консультации с другими врачами, которые лечат пациента, становятся необходимостью для повышения успеха лечения.
Иногда у пациента могут быть постоянные симптомы, которые имитируют постпломбировочные боли, но эти симптомы являются, на самом деле, результатом не связанных с эндодонтией проблем, как например окклюзионной травмы, сопутствующего заболевания пародонта или фантомных болей.
Соответствующие диагностические процедуры должны позволить клиницисту исключить эти варианты и верно провести лечение. Часто умалчиваемое от пациента состояние после лечения имеет четыре основных варианта лечения, которые заключаются в следующем:
1. Ничего не делать
2. Удаление зуба
3. Нехирургическое повторное лечение
4. Хирургическое повторное лечение
Первый вариант ‘ничего не делать’ и позволить ситуации развиваться своим ходом (рис. 8-10). Такой подход оказывается иногда полезным, как кратковременный вариант, если этиология заболевания остается неизвестной и клиницист проводит другие диагностические тесты. Несмотря на то, что большинство клиницистов считают такой подход наименее приемлемым в долгосрочной перспективе, решение остается за пациентом. Клиницист, тем не менее, обязан предост