Для обучения методикам операций в апикальной хирургии, применяются разнообразные методы и средства. В этой статье, в качестве альтернативного метода, рассматривается использование свиной челюсти. Этот метод легкодоступен, достаточно приближен к условиям практики, экономичен и обеспечивает значительное улучшение мануальных навыков врача в лабораторных условиях.
Для обучения методикам операций в апикальной хирургии, применяются разнообразные методы и средства. Помимо лекций и слайдов, также, применяются видеозаписи хирургических операций и клинические демонстрации, дающие более реалистичное представление о методиках оперативного вмешательства. Хоть эти методы обучения и полезны, они не дают учащимся возможности самостоятельно проводить манипуляции. Для этих целей используются фантомы, трупные препараты и челюсти животных. Студенты выполняют определенные манипуляции и достигают лучшего понимания методов и техник устранения некоторых трудностей, возникающих в процессе операции.
Фабричные фантомные челюсти, несмотря на свою дороговизну, удобны в использовании и не нуждаются в специальных способах хранения и утилизации. Также, их можно устанавливать на манекены для более реалистичного воссоздания клинической ситуации. Результат практики на фантомах, изготовленных самостоятельно, путем гипсовки удаленных зубов, будет схож с результатом работы на фабричных фантомах, но при этом, они более дешевые. Их недостаток состоит в том, что они не позволяют тактильно отличать кость и дентин.
Newton и др. описывают использование трупных препаратов в качестве средства обучения методикам операций в апикальной хирургии, которые дают возможность обучения в условиях, приближенных к реальности. Использование в аналогичных целях, нижней челюсти коровы, описывается Bramante и др. Преимущество такого способа обучения состоит в том, что студенты работают с естественными тканями, которые не подвергались химической фиксации, и поэтому не требуют специального обращения, в отличии от трупных препаратов. Чтобы определить типы и частоту применения дидактических методов и средств в изучении апикальной хирургии, был проведен обзор образовательных программ всех кафедр эндодонтии США. В сжатом виде, данные, полученные из программ обучения студентов и программ факультетов последипломного образования, представлены в таблицах 1 и 2.