Автор: R. Witton
Цель
Представить доклад о представлении и ведении двух пациентов с неврологическими осложнениями вызванными экструзией раствора гипохлорита натрия в мягкие ткани лица во время лечения корневого канала.
Резюме
Обсуждаются клинические проявления, с особым акцентом на поражения нерва, после самопроизвольной экструзии гипохлорита натрия, и описано их лечение. Чтобы уменьшить потенциально серьезные осложнения необходимо незамедлительное и агрессивное лечение после таких инцидентов.
Первая помощь:
1) Аспирация пустым шприцем жидкости из канала.
2) Обильно моем корневой канал физ. раствором.
3) Обкалываем анестетиком с вазоконстриктором.
4) Прикладываем холод.
Когда останавливается кровотечение из канала, вносим влидермикс и закрываем зуб.
5) Антибиотик на 5 дней.
(амоксициллин по 500 мг с ударной дозы 1000мг), ибупрофен (или нурофен) 400 мг 3 раза в сутки.
Ключевые обучающие моменты
- Неврологические осложнения могут следовать после непреднамеренного выведения гипохлорита.
- Раннее распознавание может предотвратить потенциально более серьезный исход.
- Рекомендуется активное лечение в стационаре, включая внутривенные стероиды и антибиотики.
Введение
Лечение корневых каналов представляет собой обычную практикуемую клиническую процедуру с несколькими известными осложнениями (Wong 2004). Несмотря на то, что раствор гипохлорита натрия, в большинстве случаев, используется в качестве ирриганта во время данной процедуры без осложнений (Clarkson & Moule 1998), тяжелые осложнения могут возникнуть, если этот раствор выводят за пределы верхушки корня. Хорошо известно о повреждениях мягких тканей, которые могут произойти, но ранее не было описано дисфункции лицевого нерва после экструзии гипохлорита натрия во время лечения корневого канала.
Случай 1
43-летняя пациентка в срочном порядке обратилась к челюстно-лицевомухирургу-консультанту с правосторонним отеком лица и сильной болью после лечения корневого канала ее врачом-стоматологом общей практики. Лечение корневых каналов 2,4 зуба, со свищевым ходом, было начато на 2 дня раньше с изоляцией раббердамом,. Систему корневого канала промывали с помощью 10 мл гипохлорита натрия неизвестной концентрации с использованием иглы для ирригации неизвестного размера. Во время ирригации, пациент испытал сильную внезапную боль и отек щеки, который произошел быстро, в течение меньше нескольких минут. Лечение было немедленно прервано, были назначены антибиотики и следующий осмотр. Несмотря на это, ее лицевая боль и отек значительно увеличились в течение следующих 24 часов, в результате чего пациентка сама обратилась в больницу.
Во время клинического обследования, приблизительно после 50 ч после инцидента, был обнаружен твердый правосторонний отек лица, который простирался от нижней границы нижней челюсти до правого глаза (рис. 1а). Была отмечена парестезия правого инфраорбитального нерва вместе с дисфункцией щечной ветви лицевого нерва, что привело к некоторой потере функции верхней губы и щеки. Открывание рта было ограничено до 20 мм, интраорально отмечен некроз слизистой оболочки губы и изъязвление слизистой оболочки верхнечелюстной альвеолы вокруг 12 зуба.
Пациент был доставлен в больницу, где ему вводили внутривенно дексаметазон (8 мг трижды в день в течение 2-х дней), а также амоксициллин (1,0 г трижды в день внутривенно) вместе с регулярным обезболиванием ротовой полости (диклофенак, 50 мг трижды в день) в течение 2 дней. Отек и боль постепенно снижалась в течение следующих 2-х дней, некроз не распространялся, хотя были обширные подкожные кровоизлияния на лице. После выписки из больницы, пациентку регулярно осматривали в амбулатории. Через 1 месяц, припухлость почти полностью рассосалась, открывание рта постепенно улучшалось, и боль успокоилась. Площадь парестезии инфраорбитального нерва уменьшилась с момента ее первоначального поступления. Тем не менее, не было никакого улучшения функции щечной ветви лицевого нерва, постоянно сглаженная носогубная борозда и заметно опущенный уголок рта (рис. 1, б). Хирургическое вмешательство не было необходимо. Примерно через 6 месяцев после инцидента произошло полное восстановление функции лицевого нерва.
Рисунок 1. (А) Исходный вид в случае 1 с отеком и синяком. (Б) Внешний вид в случае 1 через 1 месяц. Отмечается сглаженная носогубная борозда и опущенный правый уголок рта, в результате сохраняющейся дисфункции щечной ветви лицевого нерва.
Случай 2
Представлена 44-летняя пациентка с сильно болезненной и раздутой правой щекой, после лечения корневого канала 2,7 зуба. Во время процедуры, раствор гипохлорита натрия, который использовали для ирригации корневого канала, был выведен через верхушку зуба в окружающие мягкие ткани (концентрация, объем и размер иглы неизвестен). Пациентка испытала внезапную сильную боль и припухлость щеки, и стоматолог остановил процедуру. Пациентка самостоятельно обратилась в больницу. На клиническом обследовании, примерно через 6 ч после инцидента, была отмечено припухлость на правой стороне лица (рис. 2а). Также была потеря чувствительности в зоне иннервации инфраорбитального нерва, и дисфункция щечной ветви лицевого нерва, которая привела к опущению правого уголка рта (из-за ослабевания мускулатуры нижней губы уголок рта был опущен). В отличие от случая 1, не было никаких повреждений мягких тканей в полости рта. Пациентку лечили в том же режиме, как и в случае 1, в течение 2-х дней, и после выписки, еженедельно осматривали в амбулатории. Через 1 месяц, функция лицевого нерва значительно восстановилась, хотя она по-прежнему сообщала о заметной парестезии верхней губы на правой стороне. Через 3 месяца после инцидента и чувствительность губы, и функция лицевых мышц были полностью восстановлены.
Рисунок 2. (А) Исходный вид в случае 2 с отеком, синяками и дисфункцией щечной ветви лицевого нерва. (Б) Внешний вид в случае 2 через 1 месяц.
Обсуждение
Гипохлорит натрия (отбеливающий раствор) является цитотоксическим веществом (Gatot и др. 1991, Gernhardt и др. 2004). Когда он вступает в контакт с живой тканью, вызывает гемолиз, изъязвление, ингибирует миграцию нейтрофилов и повреждает эндотелиальные клетки и фибробласты (Gatot и др., 1991).
Тяжелые повреждения ткани в этих двух случаях были связаны с химическим ожогом, в результате экструзии гипохлорита натрия в периапикальные ткани. Так как апикальная анатомия корней леченых зубов, оказалась нормальной на обычных рентгенограммах, вполне вероятно, что сочетание периапикальной деструкции костной ткани из-за хронической инфекции и увеличение давления во время ирригации приводят к выходу гипохлорита натрия в соседние мягкие ткани. Также возможно, что внутриканальные бактерии могут переноситься в ткани, таким образом, есть потенциальный риск заражения.
Внутривенные стероиды были введены в этих случаях эмпирически из-за быстро возникающей болезненной твердой припухлости, которая продолжала увеличиваться в размерах. Хотя нет никаких клинических исследований, которые документально подтверждают их эффективность в таких ситуациях, глубокие противовоспалительные свойства этой группы препаратов, хорошо известны и об их использовании уже сообщалось ранее (Gatot и др., 1991). Применение антибиотиков обычно рекомендуется в этих случаях из-за наличия некротических тканей и риска инфекции. Хотя, возможно ведение этих пациентов как амбулаторных больных, госпитализация и агрессивные вспомогательные меры, способствовали тщательному мониторингу и благоприятному клиническому исходу.
Есть лишь небольшое число случаев, описанных в литературе, которые сообщали о послеоперационных осложнениях со стороны кожи и изменениях чувствительности нерва (Рее & Messer 1989, SERPER и др. 2004), связанных с использованием гипохлорита натрия в лечении корневых каналов. Тем не менее, эти два случая показывают, что экструзия раствора гипохлорита натрия также может привести к дисфункции лицевого нерва. Оба случая, очевидно, были результатом повреждения гипохлоритом, а не отеком мягких тканей, так как острые зубные абсцессы с быстро развивающимся отеком лица, обычно не связаны с сенсорными и двигательными нарушениями.
Этот отчет служит полезным напоминанием о потенциальных опасностях, связанных с раствором гипохлорита натрия и описывает неврологические осложнения, которые могут возникнуть при его неправильном использовании, такие, как локальная дисфункция лицевого нерва. К счастью, эти пациенты не требует какого-либо хирургического вмешательства, хотя отложенное обращение за помощью, увеличивает риск инфекции, усиливает отек и некроз мягких тканей.
Выводы
В дополнение к повреждениям мягких тканей, экструзия гипохлорита натрия может привести к дисфункции лицевого нерва. Раннее распознавание этой проблемы и незамедлительное оказание помощи может предотвратить дальнейшие осложнения.
Украинец Юлия