Понимание патогенеза заболеваний пародонта является ключевым фактором для улучшения стратегий управления этим сложным патологическим процессом. Первая задача состоит в том, чтобы точно понять, что означает термин патогенез. Согласно Merriam Webster’s Collegiate Dictionary патогенез трактуется как возникновение и развитие заболевания. В сущности, он включает поэтапные процессы, приводящие к развитию заболевания, которое влечет за собой изменение структуры и функции, в данном случае, пародонта. В широком смысле, патогенез заболевания является механизмом, с помощью которого этиологический фактор (или факторы) вызывает заболевание. Слово происходит от греческого pathos (болезнь, которое является теперь устаревшим переводом pathos) и genesis (происхождение / возникновение).
Наши знания о патогенезе заболеваний пародонта развивались с годами. Важно это осознавать, поскольку основные положения лечения изменились параллельно с изменением понимания процессов заболевания. Например, в конце 1800-х годов Willoughby D. Miller , выдающийся исследователь, установивший важную причинную роль бактерий полости рта в этиологии кариеса зубов, утверждал: «В течение последних нескольких лет среди врачей, а также стоматологов постоянно росло убеждение о том, что человеческий рот, как место скопления и инкубатор различных болезнетворных микробов, играет важную роль в возникновении разнообразных нарушений организма, и что, если многие заболевания, происхождение которых неизвестно, могли быть приписаны к этому источнику, они, как выяснялось, возникли в полости рта ». Это стало началом эры тактики лечения зубов, направленной на лечение системных заболеваний путем устранения так называемых очагов инфекции в полости рта. В результате многим пациентам проводили санацию полости рта в качестве этапа лечения системных заболеваний.
К 1930-м годам такие подходы начали ставиться под сомнение, о чем свидетельствует клиническое исследование 200 пациентов с ревматоидным артритом, из которых у 92 пациентов в качестве этапа лечения артрита были удалены миндалины (хотя только около 15% имели тонзиллит или боль в горле) и у 52 пациентов были удалены несколько зубов или все зубы. Из 92 человек, у которых были удалены миндалины, у 86 пациентов удаление не оказало никакого влияния на течение артрита (у двух прогноз ухудшился), а из 52 человек, у которых были удалены зубы, в 47 случаях улучшений не наблюдалось (три пациента сообщили об обострении артрита после экстракций). Авторы писали, что «очаговая инфекция - блестящий пример возможной медицинской теории, которая рискует быть превращенной ее слишком восторженными сторонниками в статус общепризнанного факта». Конец эпохи очаговых инфекций был отмечен в статье Journal of the American Medical Association в 1952 году, где было указано, что «у многих пациентов с заболеваниями, предположительно вызванными очаговой инфекцией, при удалении очагов симптомы не исчезали, у многих пациентов с идентичными системными заболеваниями явный очаг инфекции отсутствует, очаги инфекции присутствуют как у клинически здоровых пациентов, так и у пациентов с заболеваниями ».
Достижения в области лечения пародонтита были обусловлены улучшением знаний в области эпидемиологии, этиологии и патогенеза заболевания. В 1970-е годы роль зубной бляшки как единственного этиологического фактора пародонтита была неоспоримой. В те дни консервативное лечение находилось на стадии становления, и большинство вариантов лечения включало хирургическое вмешательство, например, гингивэктомию в случае неглубоких карманов или лоскутную операцию при лечении более глубоких карманов. Оглядываясь назад, становится ясно, что тактика лечения, используемая в данный период времени, полностью зависит от преобладающего понимания патогенеза в этот момент времени. Поэтому вполне вероятно, что варианты лечения, которые мы считаем само собой разумеющимися, в будущем изменятся снова. Следует относиться к этому положительно, потому что клиническая дисциплина, такая как пародонтология, которая входит в инфраструктуру науки и важна для пациента, должна стремиться к улучшению тактики терапевтического лечения в свете продолжающихся открытий.