Автор: ARNALDO CASTELLUCCI
РЕПАРАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТКАНЕЙ ПУЛЬПЫ
Мнения относительно репаративной способности тканей пульпы противоположны. Некоторые утверждают, что пульпа не выдерживает никаких повреждений, в то время как другие убеждены, что, поскольку она очень устойчива, любая попытка сохранить ее оправдана.
Это две крайние позиции. Ни та, ни другая не является правильной; скорее, истина лежит где-то посередине. Гистологически пульпа, помимо одонтобластов, представляет собой волокнистую соединительную ткань мезенхимального происхождения, имеет большинство характерных клеток этой ткани и аналогичным образом реагирует на различные раздражители. Таким образом, её реакции типичны для соединительной ткани любой другой части организма: раздражение вызывает повреждение, и это стимулирует воспалительный процесс, конечным итогом которого является “восстановление до целостности".
Тем не менее реакция пульпы отличается от реакции других тканей. Это связано с топографическими и анатомическими условиями, которые не могут быть изменены.
В 1939 году Gottardi отметил, что пульпа была заключена в минерализованную, жесткую и нерастяжимую теку. Другие авторы даже говорили, что пульпа уже заключена в свой собственный гроб!
Источник её кровоснабжения находится на значительном расстоянии от большой массы коронарной ткани пульпы, и объем пульпы относительно велик по сравнению с поперечным диаметром ее отверстия или отверстий, за исключением зубов с незрелой верхушкой. Это означает, что кровоснабжение пульпы обильное (рисунок 1). Однако, к сожалению, все артерии входят в зуб через относительно ограниченное апикальное отверстие, а вены выходят через то же отверстие.
По этой причине пульпа, вынужденная реагировать на внешние раздражители и патологические процессы, как воспалительные, так и инфекционные, расположена неблагоприятно. Действительно, когда пульпа каким-либо образом повреждается на коронарном уровне, она реагирует воспалением и последующим увеличением проницаемости сосудов и выделением жидкости в окружающие ткани, как и в других соединительных тканях. Однако, в отличие от последнего, пульпа не имеет возможности расширяться и набухать, в качестве проявления пяти патологических признаков воспаления: “ rubor, calor, tumor, dolor, и functio lesa”.
Таким образом, пульпа не извлекает никаких преимуществ из воспалительного процесса. Напротив, увеличенный объем её воспаленных тканей и одновременная неспособность к отёку, нарушенная эфферентная циркуляция и быстрая реабсорбция экссудата вызывают некроз большого количества клеток.
Еще больше усугубляет ситуацию отсутствие в пульпе коллатеральной циркуляции, поскольку ее циркуляция имеет терминальный тип, особенно на корональном уровне, где имеется большее количество ткани.
Рисунок 1. A. Кровеносные сосуды в здоровой, взрослой пульпе. B. Деталь (любезно предоставлено доктором N. Perrini).
Более того, коронарная пульпа первой переносит любые повреждения и находится дальше всего от входа кровеносных сосудов в апикальное отверстие.
Когда пульпа подвергается повреждению, достаточному для создания истинного воспаления, ее анатомия делает ее очень восприимчивой к некрозу и гангрене. Действительно, давления, вызванного отеком, часто бывает достаточно, чтобы нарушить кровообращение на уровне апикального отверстия. Застой кровотока провоцирует разрушение кровоснабжения мягких тканей.
В заключ