Автор: Henrietta L. Logan
Рука замерла, когда она начала набирать номер, словно какая-то другая форма жизни захватила контроль над ее телом. Она простояла несколько минут, прежде чем заставила себя коснуться цифр. Ее сердце билось быстрее - она просто не могла этого сделать. Перед тем, как положить трубку, на другом конце линии она услышала веселый голос: «Кабинет Доктора Родрика, стоматология с индивидуальным подходом. Могу я вам помочь?». Она пробормотала себе под нос: «Я не могу сейчас. Я попробую завтра».
Этот сценарий знаком многим людям.
Простой прием у стоматолога требует большого мужества, кроме тех случаев, когда зубная боль становится уже невыносимой и необходимость лечения не обсуждается.
Многие страхи считаются социально неприемлемыми. Однако боязнь стоматологов широко признается и не несет большого социального осуждения. Несколько исследований подтвердили, что боязнь стоматологов является общей для всего населения США и представляет проблему во всем мире. Около 50% взрослых в Соединенных Штатах сообщают о страхах в отношении стоматологического лечения, и 8%-12% боятся до такой степени, что простая запись на прием становится для них проблемой. Хотя женщины составляют более половины боязливых пациентов, врачи не должны считать, что мужчины, которых они лечат, не испытывают страха и беспокойства. Мужчины могут открыто не выражать свои страхи так же, как женщины, но они могут маскировать страх перед лечением преувеличенными эмоциями, например гневом или нетерпением. Как показывает типичный сценарий, многие врачи пытались сделать свой прием более привлекательным, представляя теплый и дружелюбный образ звонящему пациенту. Тем не менее, данные показывают, что в Соединенных Штатах, уровень страха и тревоги перед стоматологическим лечением остается стабильным в течение последних 50 лет.
Во всем мире распространенность стоматологической фобии (крайней формы страха) является очень широкой. У взрослых австралийцев уровень страха перед лечением колеблется в районе 10-14%, тогда как в Исландии, Тайване и Японии процентное соотношение взрослых респондентов, сообщивших, по крайней мере, о каком-либо стоматологическом страхе, составляло 21%, 50% и 82% соответственно. Исследования детей показали значительную вариативность в распространенности, по некоторым оценкам, достигающую 43%. Учитывая международную распространенность и всеобщее признание страха и тревоги в отношении лечения, врачу невозможно избежать чувства тревожности у пациентов. Следовательно, для понимания нюансов страха и беспокойства стоит потратить некоторое время.
Тревога и страх
Тревога и страх играют адаптивную роль в качестве реакций в ответ на опасность. Оба являются важными приспособительными компонентами общей поведенческой и вегетативной реакции на стресс. В ответ на опасные ситуации, которые угрожают нарушить гомеостаз, некоторые биологические системы активируются, а другие подавляются, чаще предсказуемым образом. Краткосрочная реакция, пропорциональная раздражителю, приводит к соответствующему ответу (часто избегание) и имеет фундаментальное значение в стратегии выживания. Тем не менее, эта стратегия расходует ресурсы пациента, и стресс-индуцированная регуляция может привести к различным рискам для здоровья, начиная от повышенной восприимчивости к вирусной инфекции и активации скрытых вирусов, до нарушения заживления ран после операции и увеличения летальности.
Тревога и страх лежат на стыке нейробиологии и психологии, и контролируются очень сложной системой как тормозных, так и стимулирующих механизмов. Эти механизмы стресса являются динамичными и повторяющимися. Их цели включают: поддержание определенного эмоционального уровня в обычны