Диагностика и ведение пациентов с зубными аномалиями составляет важную часть детской стоматологии. Несмотря на то, что большинство зубных аномалий проявляются в детском возрасте, многие из них диагностируются неверно или остаются не леченными, что, вероятно, связано с недостатком опыта или с тем, что случай расценивают как “слишком сложный”. В некоторых случаях желательно провести медико-генетическую консультацию. Это позволит не только поставить правильный диагноз, но и дать соответствующее заключение о прогнозе и риске приобретения заболевания у будущих поколений. Во многих случаях наличие наследственного стоматологического заболевания у одного ребенка не останавливает семью от рождения других детей, но важно предоставить родителям и самим болеющим детям необходимую информацию, на основании которой они будут принимать решения. Генетические консультации обычно доступны в большинстве детских медицинских учреждений.
В данной главе при рассмотрении отдельных врожденных патологий делается ссылка на данные в OMIM (онлайн-каталоге фенетических маркеров у человека). Эта онлайн система базы данных представляет собой перечень наследственных заболеваний, разработанный доктором Victor McKusick из университета Джонса Хопкинса и Национальным центром биотехнологической информации (см. список использованной и рекомендуемой литературы ниже).
Этапы лечения пациентов с зубными аномалиями
- Информирование и поддержка ребенка и родителя.
- Постановка диагноза.
- Медико-генетическое консультирование.
- Междисциплинарный подход к составлению окончательного плана лечения.
- Устранение болевого симптома.
- Восстановление эстетики.
- Обеспечение адекватного функционирования зубочелюстной системы.
- Сохранение межальвеолярной высоты.
- Использование промежуточных реставраций у детей и подростков.
- Планирование окончательного лечения в оптимальном возрасте.
Планирование лечения детей с зубными аномалиями
Планирование лечения должно быть мультидисциплинарным. В процесс принятия решения необходимо вовлекать ребенка и родителей, а также следует учитывать текущие и будущие потребности ребенка, его развитие. Несмотря на то, что дети справляются с рядом аппаратов и лечебных манипуляций в детском возрасте, ранний подростковый возраст представляет собой период социальной адаптации, а также переходных изменений в прикусе. Возможно, это время является наиболее сложным для составления долгосрочного плана лечения. Больше всего подростки обеспокоены эстетикой, однако для осуществления постоянной реставрации может быть слишком рано; может потребоваться объемное ортодонтическое лечение или более поздняя ортогнатическая хирургия. В учреждениях имеются различные коллективы специалистов для планирования лечения и/или ведения данных пациентов. Список этих специалистов представлен ниже. Обратите внимание на вовлечение участкового стоматолога общей практики, который лечит ребенка.
Комплексный подход осуществляется при участии:
- детского стоматолога;
- ортодонта;
- ортопеда;
- хирурга;
- логопеда;
- клинического психолога;
- участкового стоматолога общей практики.
При лечении детей с редкими патологиями зубов крайне важно обращаться за советом к коллегам. Местное и международное сотрудничество создает лучшие возможности для расширения наших знаний и совершенствования результатов лечения этих детей.