В первые 25 лет современной имплантологии, основанной на концепции остеоинтеграции, операция имплантации в основном проводилась на полностью заживших участках у пациентов с полным отсутствием зубов. У большинства данных пациентов зубы отсутствовали годами и постановка дентальных имплантатов произведилась с целью восстановления жевательной эффективности и повышения качества жизни. В 1980-х начали с осторожностью расширяться показания к имплантации, также имплантаты начали устанавливать пациентам и с частичной потерей зубов, и были опубликованы первые весьма обнадеживающие результаты имплантации. С тех пор процентное соотношение пациентов с частичной потерей зубов значительно возросло в имплантологической практике, и на сегодняшний день в повседневной практике преобладает одиночная постановка имплантатов. Постановка одного имплантата в полностью зажившую после удаления костную ткань на сегодня потеряла ведущую позицию по частоте клинических случаев с момента досконального изучения вопроса о величине резорбции костной ткани после удаления, и после представления доказательств о том, что данный подход часто усложняет дальнейшую реабилитацию, помимо этого, немногим пациентам нравится период ожидания как минимум в 6 месяцев для осуществления полной регенерации костной ткани и лишь затем осуществление постановки имплантата. Так что сроки имплантации за последние 15 лет стали достаточно важным аспектом имплантации, а данной теме было посвящено три консенсусных конференции Международной Команды имплантологов (ITI, International Team for Implantology) подряд, где были представлены информационные сообщения и систематические обзоры, а так же результаты заседаний консенсусных конференций других стоматологических организаций. На основе обзорных статей и клинического опыта присутствующих специалистов Международной командой имплантологов (ITI) были разработаны общие положения и клинические рекомендации.
Целью данного систематического обзора является представление исторического анализа постановки имплантатов после удаления, как с годами развивался данный аспект и какие клинические подходы рекомендованы сегодня. Данный обзор ограничен одиночным удалением в эстетически значимой зоне, так как именно при такой ситуации наиболее предпочтительным вариантом реабилитации пациента является имплантация, и большинство клинических исследований с установкой имплантата после удаления производилось в данных условиях. Структура статьи основана на нескольких временных периодах, очерченными обзорными статьями Консенсусными конференциями ITI.
Развитие различных протоколов имплантации после операции удаления зуба
Начальный период немедленной имплантации (1975-1989)
Как уже упоминалось выше, в 1970-х и начале 80-х в имплантологии ведущую позицию занимала отсроченная имплантация. Лавры первой апробации немедленной имплантации принадлежат профессору Wilfried Schulte из Тюбингенского университета в Германии (University of Tubingen , Germany), который в 1978 году разработал так называемые одномоментные тюбигенские имплантаты из алюмооксидной керамики (Tubingen Immediate Implant). Позже данные имплантаты выпускались под названием Frialit-1. В 1980-х такой хирургический подход был достаточно популярен и вызвал ожесточенные дебаты на конгрессе в Гемании, посвященному выбору материала из которого должны производиться имплантаты - титан или оксид алюминия. Дискуссия завершилась, когда производители имплантатов переключились на титан в 1990-х. Авторы утверждали, что увеличившаяся частота поломок имплантатов преимущественно связана с переходом на титан в качестве материала для изготовления имплантатов. Вместе с тем, за пределами Германии про данную технику ничего не было известно, в связи с тем, что все публикации осуществлялись в немецких журналах.
В 1990-х была выдвинута концепция направленной костной регенерации (НКР) с использованием биоинертных барьерных мемебран, основанная на доклинических исследованиях на животных. Эта новая хирургическая техника должна была способствовать регенерации костной ткани для создания должного обьема вокруг имплантата в различных клинических ситуациях. Первые отчеты о клинических случаях были опубликованы около 1990 года.