Автор: David L. Cochran
Перевод: Александр Майборода
Высокая прогнозируемость установки внутрикостных дентальных имплантатов привела к рутинному их использованию и ожиданию успеха от лечения. Однако, конечный успех для любого пациента или любого конкретного имплантата зависит от нескольких факторов, наиболее важным из которых является наличие кости. Потеря зубов, вызванная заболеванием или травмой, может привести к тяжелому дефициту альвеолярной кости. Горизонтальные дефекты кости устраняются вполне предсказуемо с локальными аугментативными процедурами (см. статью "Локальное увеличение костной ткани и подготовка зоны имплантации"). Однако дефицит кости по вертикали устранить гораздо сложнее. Восстановление зубов в дистальном отделе верхней челюсти является сложной задачей в результате общего дефицита объема костной ткани и её качества; т.к. кость в дистальном отделе верхней челюсти часто состоит из тонкой кортикальной пластинки, заполненной рыхлой трабекулярной костью. Особенно сложно реконструировать участки адентии в любой анатомической зоне, которая подверглась значительной вертикальной костной резорбции.
Восстановление утраченных зубов в боковом отделе верхней челюсти с помощью дентальной имплантации часто представляет собой клиническую проблему из-за недостаточного объема костной ткани в результате пневматизации верхнечелюстной пазухи наряду с резорбцией и потерей костной ткани альвеолярного гребня. До начала применения процедур наращивания костной ткани, пациентов с отсутствием зубов и дефицитом костной ткани в боковом отделе верхней челюсти могли реабилитировать при помощи съемных протезов, с использованием коротких имплантатов или при помощи консольных конструкций. Исторически, частота отказов от имплантации в дистальном отделе верхней челюсти была значительно выше, чем во всех других анатомических областях. Поэтому такие процедуры, как поднятие дна гайморовой пазухи с наращиванием костной ткани, необходимы для увеличения объема высоты костной ткани в боковом отделе верхней челюсти для установки имплантатов.
В 1980 г. Boyne и James, впервые описали процедуру подъема дна верхнечелюстной пазухи и аугментацию с помощью аутогенного костного мозга и костной ткани для установки имплантата (пластинчатого типа). Доступ к гайморовой пазухе был получен через формирования окна по типу “Колдуэлла-Люка” (т. е. отверстие в гайморовой пазухе, созданное в передне-верхнем отделе). С тех пор описан ряд других техник, в том числе вариации латерального доступа и различные методы подъема дна пазухи крестальным доступом.
Для трансплантации при увеличении объема костной ткани в области верхнечелюстной пазухи используются различные костные материалы. На консенсусной конференции 1996 года по костной пластике в области верхнечелюстной пазухи были рассмотрены доступные данные и было сделано заключение, что аллотрансплантаты, аллопластические и ксенотрансплантаты, одни или в сочетании с аутогенной костью, могут быть эффективными для применения в качестве материалов для увеличения объема костной ткани в области верхнечелюстной пазухи. Что еще более важно, был сделан вывод о том, что процедура синус-лифтинга с установкой имплантата является весьма предсказуемой и эффективной лечебной методикой для восстановления утраченных зубов в дистальном отделе верхней челюсти. Поднятие дна верхнечелюстной пазухи с костной аугментацией в настоящее время является повсеместно принятой процедурой, используемой для увеличения объема костной ткани в дистальном отделе верхней челюсти. Многочисленные отчеты подтвердили безопасность и эффек