Введение
По всему миру растет количество пациентов, получающих ортодонтическое лечение. По мнению редактора журнала Journal of Clinical Orthodontics, время, когда ортодонтия была преимущественно детской, прошло. (Keim et al. 2005a,b). Увеличение количества взрослых ортодонтических пациентов произошло и в европейских странах (Burgersdijk et al. 1991; Stenvik et al. 1996; Kerosuo et al. 2000). Vanarsdall and Musich (1994) сформулировали пять причин таких изменений. Три из них связаны с улучшенными возможностями профессии в лечении взрослых пациентов как только ортодонтически, так и в комбинации с ортогнатической хирургией. Две другие относятся к желанию пациента сохранить свои натуральные зубы.
Proffit(2000) объяснил такой подъем в количестве взрослых ортодонтических пациентов большей доступностью информации и проанализировал побуждения таких пациентов к лечению. Но, нужно заметить, что пациенты, к которым отсылает нас Proffit, по большей части, хорошо информированы о возможностях и ограничениях ортодонтического лечения, и хотя такое утверждение может иметь место для определенных социально-экономических групп в США, оно редко может быть употреблено по отношению к Европе.
Возможным объяснением различий между США и Европой может быть ортодонтический маркетинг, распространенный в США. Для описания пациентов в кабинете ортодонта в Европе можно использовать определения незнание и ненадежность. Пациенты могут самостоятельно посетить ортодонта из-за недовольства как внешним видом зубов, так и их сниженной жевательной эффективностью, или по направлению семейного врача-стоматолога.
Кто наши пациенты?
Как можно охарактеризовать взрослое население, посещающее кабинет ортодонта? Взрослые пациенты могут быть классифицированы по нескольким критериям. У всех взрослых процессы роста завершились, но нужно различать более молодых взрослых, у которых это случилось недавно, и более взрослых, у которых уже начинают происходить процессы «износа» зубных рядов и изменения окклюзии в связи со временем (Рис. 1.1 и 1.2).